Конституционный суд рассмотрел жалобу гражданина А.С. Карпунина по вопросу соответствия оспариваемых норм статьям 6 (части 1и 3), 19 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции РФ.

Обстоятельства дела.

Александр Карпунин, родившийся в г. Новосибирск, в 1991 году (когда ему было 16 лет) переехал с родителями в Германию. Его поставили на учет в немецком консульстве, как гражданина СССР. Спустя 3 года, в 1994 году он получил гражданство Германии. Там же ему был выдан загранпаспорт РФ (в 2005 году и в 2012 году).

В 2018 году Карпунин получил внутренний российский паспорт в Новосибирске. По достижению им 45 лет, он обратился в орган МВД города Барнаул, где на тот момент проживал и был зарегистрирован, с целью замены паспорта.

В ходе проверки, МВД обнаружило отсутствие у Карпунина гражданство РФ, так как на дату вступления в силу Закона РФ “О гражданстве” – 6 февраля 1992 г.- он не проживал в России. Кроме этого, Карпунин уже имеет гражданство ФРГ.

Карпунин обратился в суд за обжалованием решения МВД. Суд поддержал заявителя и обязал МВД провести повторную проверку.

Однако, по результату повторной проверки Карпунин вновь получил отказ, и вновь отправился в суд. Суд первой и второй инстанции снова оказались на стороне заявителя, а вот кассация и Верховный суд поддержали выводы МВД.

Получив, отказ в удовлетворении своих требований в Верховном суде, Карпунин подал жалобу в Конституционный суд, полагая, что оспариваемые нормы позволяют не принимать во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом, и не содержат конкретных условий для признания устойчивой правовой связи лица с РФ.  

По мнению заявителя пункт 3 части 1 статьи 4 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», части 2 статьи 64 и части 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства РФ не соответствуют статьям 6 (части 1и 3), 19 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции РФ.

Позиция Конституционного суда

Конституция РФ закрепляет, что гражданство приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения, а гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (статья 6, части 1 и 3). С этим согласуется положение Всеобщей декларации прав человека, гласящее, что каждый человек имеет право на гражданство и никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (статья 15).

 Согласно абзацу второму статьи 3 Закона о гражданстве 2002 года и пункту 3 части 1 статьи 4 Закона о гражданстве 2023 года гражданство Российской Федерации есть устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Схожее положение закреплял абзац первый преамбулы Закона о гражданстве 1991 года.

Что значит остойчивость? Что гражданство является бессрочным правовым состоянием физического лица, не зависящим от его конкретных отношений с государством, с иными субъектами. Кроме этого, оно не обусловлено его обязательным нахождением (проживанием, пребыванием) на территории своего государства, может прекращаться только в установленных законом случаях и, как правило, в связи с начальным волеизъявлением самого гражданина. Устойчивость гражданства упрощает для граждан пользование правами и несение обязанностей, способствует их свободному участию в управлении делами государства, в осуществлении народовластия.

Закон о гражданстве 2023 года предусматривает, что наличие у лица гражданства Российской Федерации до дня вступления в силу данного Закона либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства (часть 2 статьи 3).

Закон о гражданстве 1991 (вступивший в силу 6 февраля 1992г.) как раз относится к числу вышеуказанных законодательных актов. Он закреплял основания для приобретения гражданства РФ и определял категории лиц, которые могут его получить после распада СССР. Этот закон применялся как переходная мера для решения вопроса гражданства для значительного числа лиц, которые ранее имели гражданство СССР. Появление этого закона обусловлено конкретным историческим событием, что очевидно необходимо учитывать, при решении вопроса заявителя.

КС отметил, что Закон о гражданстве 1991 года предусматривал в качестве общего основания прекращения гражданства совершеннолетних лиц выход их из гражданства (пункт «а» части первой статьи 22 и статья 23). В силу данного Закона гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей, а гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия (части первая и вторая статьи 25). Приобретение же российским гражданином гражданства (подданства) иностранного государства не влечет прекращения российского гражданства, если иное прямо не вытекает из закона или международного договора Российской Федерации.

Конституционный суд указывает, что вывод по итогам проверки о не приобретении лицом российского гражданства в порядке признания не может основываться лишь на отсутствии соответствующих сведений в государственных базах данных (архивах), а на это лицо не может возлагаться бремя доказывания законности приобретения им российского гражданства. В подобных обстоятельствах критерием достоверности приобретения российского гражданства применительно к предмету дела заявителя может являться длительность срока, в течение которого лицо признавалось российским гражданином, было документировано российским паспортом, в том числе после приобретения им гражданства иностранного государства, если им не совершалось противоправных действий, направленных против суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации. 

 

Постановление Конституционного Суда.

 

По итогу рассмотрения жалобы Конституционный суд признал пункт 3 части 1 статьи 4 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» соответствующим Конституции РФ.

Кроме этого КС установил общеобязательный конституционно-правовой смысл указанной нормы, а именно:

В системе действующего правового регулирования п.3 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О гражданстве РФ» означает, что лицо, родившееся на территории РСФСР, являвшееся гражданином СССР по рождению, выехавшее из СССР на постоянное место жительства за границу до 6 февраля 1992 года, поставленное на консульский учет в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации как гражданин Российской Федерации после 6 февраля 1992 года (путем соответствующего изменения после этой даты данных его консульского учета как гражданина СССР) и (или) документированное паспортом гражданина Российской Федерации, не может по истечении десяти лет со дня постановки его на такой консульский учет либо со дня документирования его паспортом гражданина Российской Федерации (притом что оно не совершало противоправных действий, направленных против суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации) признаваться лицом, не приобретшим гражданство Российской Федерации, если для этого нет иных предусмотренных законом оснований.

Кроме этого, Конституционный суд постановил пересмотреть судебные акты по делу Александра Карпунина.