В России на стадии разработки находится законопроект, направленный на реформирование сферы нотариата. Это проект федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», который заменит «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате». Автором законопроекта выступило Министерство юстиции Российской Федерации. В настоящее время проходит публичное обсуждение. После прохождения процедуры обсуждения законопроект будет представлен в Правительство Российской Федерации.

Законопроект направлен на повышение доступности и качества нотариальных услуг, а также усиление государственного контроля за деятельностью нотариусов. Необходимость реформ обусловлена тем, что действующее правового регулирование сферы нотариата не отвечает современным реалиям, что приводит к злоупотреблениям, коррупционным рискам и недостаточному уровню защиты прав граждан при совершении нотариальных действий. Можно выделить несколько примеров ключевых изменений предстоящей реформы. Во-первых, регулирование тарифов. Так, Минюст будет устанавливать порядок определения предельных размеров нотариального тарифа, конкретные значения будут определяться региональными властями с учетом социально-экономической ситуации. Это должно исключить необоснованное завышение цен. Во-вторых, повышение требований к нотариусам. Будет установлен запрет на вид на жительство за рубежом. Необходимо будет получать высшее юридическое образование по уровням и бакалавриата, и магистратуры. В-третьих, единые квалификационные комиссии. Будут созданы комиссии, контролирующие допуск в профессию, чтобы исключить злоупотребления, выявленные в практике нотариальных палат.

Одним из наиболее интересных изменений является усиление контроля за деятельностью нотариусов, что предполагает возможность территориальных органов Минюста и прокуратуры инициировать судебные процессы о приостановлении или прекращении полномочий нотариусов. Законопроект уточняет основания прекращения статуса нотариуса, в том числе, предусматривая, что статус нотариуса может быть прекращен в случае осуждения за умышленное преступление после вступления приговора в силу или прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям. Именно факт прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям допускает ретроактивного применения закона, то есть распространения его действия на отношения, возникшие до вступления закона в силу.

Как ранее отмечал Конституционный Суд РФ, придание обратной силы закону – исключительный тип его действия во времени (постановление Конституционного Суда РФ от 15.02.2016 № 3-П).  При этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма. Однако на данный момент такого указания в законопроекте не имеется. Существует укоренённая позиция Конституционного Суда о том, что    преимущественно обратная сила закона применяется в отношениях, возникающих между индивидом и государством в целом, и делается это именно в интересах индивида. В качестве примеров приводятся уголовное и пенсионное законодательство (определения Конституционного Суда РФ от 25 января 2007 года № 37-О-О, от 15 апреля 2008 года № 262-О-О, от 20 ноября 2008 года № 745-О-О, от 16 июля 2009 года № 691-О-О, от 23 апреля 2015 года № 821-О и др.). Более того, при внесении изменений в правовое регулирование законодатель должен в числе прочего руководствоваться принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, что предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость придания обратной силы установлениям, ухудшающим положение граждан, а также безусловное гарантирование прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений в случае изменения нормативных параметров их реализации (постановления Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 года № 8-П, от 29 января 2004 года № 2-П, от 20 апреля 2010 года № 9-П, от 20 июля 2011 года № 20-П).

Таким образом, распространение новых оснований прекращения статуса нотариуса на ситуации, возникшие до вступления закона в силу, может быть расценено как нарушение принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и принципа соответствия правомерным ожиданиям граждан.