В деле рассматривается вопрос конституционности абзаца второго пункта 34 и пункта 45 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 в связи с жалобой акционерного общества «Объединенная двигателестроительная корпорация»

 

Обстоятельства дела:

 

Компания-заявитель (АО «ОДК») обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Мосводоканалу, чтобы обязать последнего предоставлять на анализ дополнительную пробу (резервную) во избежание дальнейших разногласий. В обоснование своих требований АО «ОДК» ссылалось на неоднократное получение результатов параллельных измерений, кратно отличающихся по множеству показателей. В иске заявителю было отказано. Суды исходили из того, что заявленные требования противоречат предписаниям пунктов 34 и 45 Правил контроля сточных вод, а иные нормативные акты, которые позволяли бы требовать возложения на ответчика искомой обязанности, обществом не указаны. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2024 года обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

 

Заявитель усомнился в конституционности указанных норм и обратился с жалобой в Конституционный суд РФ.

Рассмотрение дела

По мнению АО «ОДК», оспариваемые положения Правил контроля сточных вод не соответствуют статьям 42, 46 (часть 1) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Они не предусматривают возможности при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод по тем показателям, срок хранения проб для анализа которых составляет менее 12 суток, отбирать резервную пробу. Вместо этого предписывает определять результаты контроля в таких случаях на основе вычисления среднего арифметического значения результатов анализов контрольной и параллельной проб.  Это создает условия для недостоверного определения результатов контроля, что означает для абонента – необоснованные экономические затраты. В частности, начисление абоненту платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в избыточном размере. Кроме этого, такой подход влечет возможность злоупотребления организацией, осуществляющей водоотведение, своими правами, в том числе в целях получения завышенных платежей.

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1). Основная цель законодателя – обеспечить благополучие нынешнего и будущих поколений. Действующее правовое регулирование предусматривает наряду с прочими обязанность абонента, сбрасывающего сточные воды с нарушением установленных физических, химических, бактериологических и других показателей, в том числе с превышением концентрации в них загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, вносить организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов и (или) плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Вместе с тем плата за негативное воздействие на окружающую среду – это своего рода форма возмещения экономического ущерба. Она должна взиматься лишь с тех, кто реально нанес негативный ущерб окружающей среде. При разрешении вопроса о начислении платы за сброс сточных вод определяющее значение имеет результаты исследования водопроб, которые ложатся в основу начисления платы.

При разработке порядка такого контроля Правительство РФ должен обеспечить соответствие вводимого регулирования принципам верховенства права, юридического равенства и справедливости.

Что касается конкретного механизма контроля сточных вод, действительно установлен порядок, согласно которому не предусмотрена возможность отбора резервной пробы при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод по тем показателям, срок хранения проб для анализа которых составляет менее 12 суток. Результатом контроля в таком случае признается среднее арифметическое значение результатов анализов контрольной и параллельной проб.

Этот способ в принципе не вызывает возражений, но только в том случае, если расхождения не значительны. Однако, когда они существенны, велика вероятность получения искаженного результата и необоснованного возложения на абонента обязанностей и взимания платежей в неверном, в том числе избыточном, размере. Ситуация может осложняться еще и тем, что лаборатория, проводящая исследование контрольной пробы, зачастую аффилирована с водоотводящей организацией. 

Постановление КС

Конституционный суд РФ пришел к выводу, что оспариваемые правила не соответствует Конституции РФ. В той части, в которой исключают разделение по требованию абонента и за его счет отобранной пробы на контрольную, параллельную и резервную. То есть не

допускают возможности использования результатов анализа резервной пробы при несопоставимости результатов анализов контрольной и параллельной проб лишь на том основании, что срок хранения проб согласно нормативным документам, регулирующим отбор проб или методы определения конкретных показателей, составляет менее 12 суток.

Своим Постановлением, Конституционный суд обязал Правительство РФ внести соответствующие изменения в действующее правовое регулирование.

Вместе с тем Суд постановил до вступления в силу таковых изменений в подобных ситуациях предусмотреть возможность абоненту заявить также о необходимости отбора за его счет дополнительной – резервной – пробы и ее анализа за его счет в аккредитованной лаборатории, не участвующей в анализе контрольной и параллельной проб и не аффилированной с водоотводящей организацией или с абонентом, по тем показателям состава и свойств сточных вод, по которым проводится анализ контрольной и параллельной проб, или по части этих показателей. Если результаты анализов контрольной и параллельной проб несопоставимы в части тех показателей, по которым проводится анализ резервной пробы, результаты анализа резервной пробы используются по правилам, закрепленным в третьем предложении абзаца первого и в абзаце втором пункта 44 Правил контроля сточных вод.

Кроме этого, Суд постановил пересмотреть решения, принятые по делу заявителя с учетом указанного Постановления.